Оч-чень холодный пуск
Холодный пуск двигателя может вызвать большие проблемы,
особенно у начинающих водителей. Вообще говоря, готовить сани надо летом.
Тогда проблем с пуском не будет. Однако в любом случае при пуске двигателя в холодное
время следует выполнять определённые правила. Здесь речь пойдёт о моей Лада-Приора,
то есть об автомобиле с бензиновым двигателем, оснащенном электронной системой управления.
Впрочем, холодный пуск двигателя ВАЗ не отличается от принципов
пуска двигателей автомобилей других марок.
Плохой пуск холодного двигателя обычно вызван не совсем исправным
состоянием автомобиля. Эти случаи здесь не рассматриваются. В статье описаны только
нюансы холодного пуска абсолютно исправного двигателя.
Прежде всего, забудьте про автозапуск, если на улице ниже -20. Конечно,
если вам машину не жалко, то можете заводить. Однако, даже если у вас и в движке
и в коробке залита хорошая синтетика, на морозе она тоже не такая уж и текучая.
Если не верите, оставьте в багажнике на ночь канистру с маслом, а потом посмотрите,
что оно из себя представляет, когда промёрзнет.
Итак, на улице мороз. Садимся в машину. Выжимаем сцепление (даже если у вас в коробке
зимнее масло, сцепление лучше выжать, впрочем, это справедливо не для всех моделей – читайте
инструкцию по эксплуатации). Вставляем ключ зажигания в замок и поворачиваем,
но пока не до конца, то есть не включаем стартер. Нужно выждать 2-3 секунды,
чтобы бензонасос нагнал давление. Потом включаем стартер, но не более чем на 10 секунд.
Если машина с первого тыка не завелась, не надо её дальше мучить. Подождите 3-5 минут,
и только после этого попытайтесь снова запустить двигатель.
Зачем нужна пауза? Дело в том, что зимой бензин очень плохо испаряется.
Машина с первого раза не завелась, но бензонасос-то работал в момент запуска
и успел налить в цилиндры и на свечи бензина. Таким образом, если сразу же
попытаться повторно запустить двигатель, то вторая попытка почти наверняка обречена на провал.
Почему? Потому что работа двигателя внутреннего сгорания (ДВС) основана на взрыве
топливной-воздушной смеси. Свеча зажигания вырабатывает искру, эта искра поджигает смесь
(именно смесь, а не бензин), происходит взрыв, который толкает поршень. Если же бензина
слишком много, то взрыв не произойдёт и, соответственно, двигатель не запустится.
Поэтому мы и ждём несколько минут, чтобы бензин испарился (как уже было сказано,
в холод бензин испаряется плохо).
Если вторая попытка также оказалась неудачной, то снова выдерживаем паузу и делаем третью попытку.
Обычно при исправном двигателе и хорошем аккумуляторе трёх попыток достаточно для пуска.
Как узнать, что машина не заводится именно из-за залива свечей бензином?
Ну, вообще-то сидя в салоне однозначно на этот вопрос не ответить. Однако,
если при первой попытке двигатель схватывал, а при второй даже не пытается,
то это один из признаков того, что бензина в цилиндрах слишком много. Тогда
однозначно не спешите делать третью попытку – зальёте свечи ещё больше и посадите аккумулятор.
Не нервничайте, выдержите паузу несколько минут и почти наверняка третья попытка окажется
удачной (если, конечно, аккумулятор ещё жив). А ещё читайте инструкции на автомобиль – там
обычно всё описано.
По поводу подогрева масла различными нагревательными элементами – дело это опасное.
Много уже машин сгорело вместе с гаражами и прочими постройками. Лучше не рискуйте.
Если машина не заводится, можно и пешком пройтись. А если нужно срочно ехать,
то лучше «прикурить» от другого аккумулятора. Если не лень, то можно снимать аккумулятор
и уносить его домой на ночь, а утром ставить на машину. Обычно это решает проблемы с пуском двигателя.
Я, например, в первый год вообще проблем не знал, пока аккумулятор был новый. Правда,
и зима была потеплее, но всё же в -33 градуса заводился без проблем. А в этом году уже
при -28 не смог завестись – аккумулятор посадил. Потом зарядил его и с первого тыка завёлся.
Однако на следующий день была та же история. Хотя стартер движок крутил, но видно мощи уже
не хватало на нормальную искру. Так что двигатель может не завестись и из-за аккумулятора,
даже если стартер худо-бедно крутит.
Греть или не греть
Ну вот, машина завелась. Теперь вопрос – прогревать её или можно сразу ехать?
Поскольку движок управляется электроникой и даже непрогретый работает стабильно,
появляется соблазн сразу поехать. Чем мотивировано такое желание? Во-первых, экономией времени.
Во-вторых, экономией бензина.
Если с первым не поспоришь, то второй аргумент не такой очевидный. С одной стороны,
мы не тратим бензин для прогрева двигателя, с другой – не прогрет не только двигатель,
но и коробка, поэтому ехать машина будет тяжелее, а это значит, что и бензина она будет
съедать больше. Кроме того, если вы как следует дадите газу на холодном двигателе,
то густое масло может продавить какой-нибудь сальник – а это уже совсем неприятно и
вместо поездки на работу вам придётся ехать в автосервис.
Поэтому, если время есть, советую прогревать хотя бы градусов до 50-60.
От движка и коробка немного подогреется, да и двигатель выйдет на более близкий к рабочему режим.