Шипы: быть или не быть
Все автолюбители, которые не запирают свою машину на всю зиму в гараж,
делятся на приверженцев шипов и их противников. В этой статье я попробую изучить доводы тех и других,
ведь зимние шипы могут оказаться полезными, а могут и навредить.
Зачем нужны шипы? «Ежу понятно» - ответите вы. «Я не ёж, поэтому мне не понятно» -
отвечу я. Многие вещи, которые на первый взгляд кажутся очевидными, при более детальном
рассмотрении оказываются не такими простыми и однозначными.
Итак, вот основные причины, которые по мнению большинства водителей взывают у них желание
«переобувать» свою машину два раза в год:
- Шипы лучше держат дорогу
- Шипы позволяют сократить тормозной путь
- На шипах лучше трогаться с места
А теперь попробуем разложить всё по полочкам.
Шипы лучше держат дорогу
В большинстве случаев это действительно так. Однако это справедливо только на дорогах,
покрытых льдом или укатанным снегом. На слегка обледенелом асфальте толку от шипов не будет – им
просто не за что будет цепляться. Кроме того, на способность автомобиля «держать дорогу»
не в меньше степени (а может, и в большей) влияет состояние подвески. Так что не шипами едиными…
Ещё один момент. Шипы придают водителю психологическую уверенность. Он начинает «шустрить»
и забывает, что на улице зима. А тут вдруг неожиданный поворот или препятствие.
Резко руль в сторону – и с дороги улетел.
А вот если вы едите без шипов, то вы всё время в тонусе – машина вам не даст ехать
слишком быстро (да и сами вы всегда будете помнить, что на дороге скользко). По
этой причине и скорость будет ниже, и перед поворотом заблаговременно скорость снизите.
В итоге шипы в кювете, а мы без шипов едем дальше. Конечно, это частный случай, но всё-таки,
есть над чем подумать.
Шипы позволяют сократить тормозной путь
Да, обычно это так. Вот только хорошо это или плохо?
Едем по скользкой дороге 60 км/ч. Всё прекрасно – на шипах, как по рельсам. И
вот на дорогу вываливается пешеход. Тормозим. Шипы и АБС делают своё дело – пешеход
остаётся цел и невредим. Здорово. И тут – ба-бах, сзади в нас въезжает какой-нибудь чайник.
Конечно, смятый «зад» лучше, чем труп на капоте. Однако ещё лучше, если и пешеход,
и ваша машина останутся целыми. Были бы вы без шипов – ехали бы не 60 км/ч, а 40.
И тот, кто за вами – тоже. В итоге и вы, и он успели бы затормозить.
Отсюда вывод – тормозной путь по факту сокращают не шипы, а грамотное вождение.
На шипах лучше трогаться с места
Это факт тоже не вызывает возражений. Однако если вы живёте в городе, то количество дней в году,
когда эта тема действительно актуальна, не так уж и велико. Худо-бедно,
но городские власти следят за состоянием дорог (по крайней мере, у нас в городе
песком проблемные участки посыпают).
Я, например, планирую маршрут таким образом, чтобы на моём пути было как можно
меньше перекрёстков с подъёмом. Это и мозгам не даёт усохнуть, и проблем с
движением меньше вызывает (кстати, на хорошую горку и на шипах не так просто въезжать).
Да и вообще, планирование маршрута позволит вам сэкономить время и топливо в любое время года.
При планировании учитываются возможные пробки, ремонты на дорогах, качество дорог,
сломанные светофоры и т.п., но это уже другая история.
Резюме
Выводы напрашиваются сами собой. Хотите ли вы тратить время и деньги только ради того,
чтобы резво трогаться с места? Я не хочу. Езжу без шипов много лет и за это время – ни одной аварии.
И хотя гаишники рекомендуют всем ездить на шипах, но если поднять статистику, то я уверен,
что в 95% аварий все участники ДТП были на машинах с шипованной резиной.
Я никого не агитирую за отказ от шипов. Более того, начинающим водителям рекомендую ездить на шипах.
Однако следует помнить простую истину:
Если нет «шипов» в голове, то шипы на колёсах не помогут.